Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма — умение воспроизводить постоянный ритм (который длится некоторое время), выделять, акцент, сильную долю, смену темпа.
Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).
Развитие музыкально-ритмических навыков детей
Основные
навыки и умения |
Задачи |
Общий
характер музыки, регистровые изменения |
Ритмично
двигаться в соответствии с различным характером музыки, регистрами (высокий,
средний, низкий) |
Динамические
оттенки |
Двигаться
в соответствии с динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише) |
Темповые
изменения |
В
соответствии с музыкой переходить от умеренного к быстрому или медленному
темпу |
Метроритм |
Отмечать
движением метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и несложный
ритмический рисунок (хлопками) |
Форма
музыкального произведения |
Менять
движение в соответствии с двух- и трехчастной формой и музыкальными фразами |
Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми
определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того
же движения в целях обучения.
Назначение упражнений различно:
♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных
движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);
♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);
♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые об разы,
движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади);
образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения
индивидуальных ролей;
♦ упражнения как определенные законченные композиции; обычно они
создаются авторами.
Усложнение программы в старшей и
подготовительной группах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и
музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития:
окрепла нервная система, движения стали более скоординированными, развились
ориентировка в пространстве и воображение, внимание стало более
сконцентрированным.
У детей данного возраста в достаточной
степени развиты музыкальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В
старшей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее
приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музыкальных и двигательных
навыков возрастает. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют давать
оценки своей деятельности и стремятся все выполнить правильно. Если в младшей
группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в
старшей и подготовительной группах ребенок воплощает образ эмоционально,
выразительно.
От детей требуется умение двигаться в
различных построениях и направлениях (звездочка, воротца; ходьба вперед, назад,
врассыпную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и упражнений проводится работа
над поочередными действиями групп и пар детей, над своевременным началом и
окончанием ими действий. В этих группах проводятся все виды игр, плясок,
упражнений, импровизаций; инсценировки, этюды. Дети старшего дошкольного
возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером
музыкального произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром,
ритмическим рисунком.
В играх с пением дети должны передавать
содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых
движениях - шаг галопа, польки, выставление ног на носок и пятку. Исполнять
элементы русской народной пляски - плавный шаг, переменный шаг, шаг с
притопыванием, полуприсядка, троекратное притопывание в конце музыкальных фраз;
хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать основные движения с
гимнастическими, имитационными. Играть под пение детей и воспитателя, под
инструментальное сопровождение, уметь инсценировать содержание песни.
В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, самостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движениями, но и знать их названия.
В старшей и подготовительной группах игра
остается основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее
место. В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок
и упражнений.
Музыкально-ритмические построения, национальные пляски,
инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах
народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный
облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают
любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют
развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие
игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на
движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения
заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями
связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному,
нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий