Слушание музыки

   На шестом году жизни слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для детей. В этом возрасте продолжается дальнейшее становление личности ребёнка. Он опирается на достаточный запас жизненных впечатлений, на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на музыкальное произведение.
 Большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально-образное содержание музыки. Дети имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы. Дети начинают распознавать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.
    Развитие умственных способностей влияет на формирование музыкального мышления ребёнка. Он способен к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, может сравнивать, обобщать некоторые из них по какому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т.п.)
   В основе программы по слушанию музыки в старшей группе лежат три основные темы:
«Какие чувства передает музыка?»
    Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки. Дети знакомятся с различным характером произведений, жанрами музыки. Расширяется словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая).
«О чём рассказывает музыка?»
  Дети знакомятся с изобразительностью музыки: оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.
«Как рассказывает музыка?»
 Дети знакомятся с развитием художественных образов и средствами выразительности – музыка имеет свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи. Они отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят своеобразные определения: музыка тяжелая, игривая, звонкая и т.п.
   Каждая из тем осваивается последовательно, в течение всего учебного года. Разделение тем, конечно, условно, так как, привлекая внимание детей к одной их них, педагог затрагивает и другие темы.
Дадим некоторые советы, как слушать музыку дома
1. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания спе­циальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой.
2.  Не следует слушать, особенно на первых порах, крупные музыкальные произведения. Пока не дисциплинировано внимание и не выработан навык «слежения слухом» за звуками, лучше выбирать короткие произведения.
3.    Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса), и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что вокальные произведения, в которых текст помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определённым сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.
4.  Во время слушания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская их виду.
5. После прослушивания хорошо поделиться испытанными чувствами и настроениями.
6.  Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно.
7. Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, использованием художественного слова (стихов, загадок), помогающих ребёнку понять и запомнить музыку.
Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий