На шестом году жизни слушание музыки остается
по-прежнему весьма привлекательным для детей. В этом возрасте продолжается дальнейшее
становление личности ребёнка. Он опирается на достаточный запас жизненных
впечатлений, на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует
на музыкальное произведение.
Большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально-образное содержание музыки. Дети имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы. Дети начинают распознавать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.
Развитие умственных способностей влияет на формирование музыкального мышления ребёнка. Он способен к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, может сравнивать, обобщать некоторые из них по какому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т.п.)
В основе программы по слушанию музыки в старшей группе лежат три основные темы:
Каждая из тем осваивается последовательно, в течение всего учебного года. Разделение тем, конечно, условно, так как, привлекая внимание детей к одной их них, педагог затрагивает и другие темы.
2. Не следует слушать, особенно на первых порах, крупные музыкальные произведения. Пока не дисциплинировано внимание и не выработан навык «слежения слухом» за звуками, лучше выбирать короткие произведения.
3. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса), и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что вокальные произведения, в которых текст помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определённым сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.
4. Во время слушания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская их виду.
5. После прослушивания хорошо поделиться испытанными чувствами и настроениями.
6. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно.
7. Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, использованием художественного слова (стихов, загадок), помогающих ребёнку понять и запомнить музыку.
Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
Большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально-образное содержание музыки. Дети имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы. Дети начинают распознавать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.
Развитие умственных способностей влияет на формирование музыкального мышления ребёнка. Он способен к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, может сравнивать, обобщать некоторые из них по какому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т.п.)
В основе программы по слушанию музыки в старшей группе лежат три основные темы:
«Какие
чувства передает музыка?»
Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное
содержание музыки. Дети знакомятся с различным характером произведений, жанрами
музыки. Расширяется словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная,
ласковая, веселая).«О чём
рассказывает музыка?»
Дети знакомятся с изобразительностью музыки:
оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о
природных явлениях, о жизненных событиях.«Как
рассказывает музыка?»
Дети знакомятся с развитием художественных образов и
средствами выразительности – музыка имеет свою речь (мелодию, ритм,
динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети
приобщаются к музыкальной речи. Они отмечают отдельные наиболее выразительные
музыкальные средства и находят своеобразные определения: музыка тяжелая,
игривая, звонкая и т.п.Каждая из тем осваивается последовательно, в течение всего учебного года. Разделение тем, конечно, условно, так как, привлекая внимание детей к одной их них, педагог затрагивает и другие темы.
Дадим некоторые
советы, как слушать музыку дома
1.
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите
для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с
музыкой.2. Не следует слушать, особенно на первых порах, крупные музыкальные произведения. Пока не дисциплинировано внимание и не выработан навык «слежения слухом» за звуками, лучше выбирать короткие произведения.
3. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса), и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что вокальные произведения, в которых текст помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определённым сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.
4. Во время слушания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская их виду.
5. После прослушивания хорошо поделиться испытанными чувствами и настроениями.
6. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно.
7. Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, использованием художественного слова (стихов, загадок), помогающих ребёнку понять и запомнить музыку.
Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий