У детей шестого года жизни совершенствуются процессы
высшей нервной деятельности, возрастает роль коры головного мозга. Ребёнок
овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность
понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно выполнять указания. У
детей уже больше знаний об окружающей действительности. Восприятие приобретает
более целенаправленный характер, чем у детей младших возрастов. Возникает
способность произвольного запоминания.
В
этом возрасте дети уже имеют определённый музыкальный опыт. Возросшие
возможности детей позволяют познакомить их с более широким кругом представлений
о жизненных явлениях средствами песен. Этим повышается познавательная роль
пения. У детей этого возраста уже сформировались некоторые представления об окружающем, и педагог все чаще обращается к их сознанию. Поэтому иллюстративный материал используется в меньшей степени - в основном тогда, когда надо пояснить незнакомые слова в тексте.
Более разнообразными становятся беседы и вопросы к детям, так как усложняется содержание песен. Развивается способность анализировать песни и инструментальные музыкальные произведения. Высказывания ребёнка приобретают связный характер. Появляются
элементы творчества в пении, инсценировании песен. Дети сознательно
стремятся к выразительности создаваемых образов.
Общее развитие ребёнка на шестом году жизни, укрепление его
физических сил оказывают влияние на совершенствование голосового аппарата. Совершенствуется
дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон. У детей возникает известная система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука.
Содержание программы по обучению пению строится на тех же принципах, что и в предыдущей группе. Навыки, над которыми ранее велась работа, уточняются и закрепляются. Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет следующее:
♦ приучает детей к
выразительному пению без напряжения, лёгким звуком, плавно;
♦ приучает брать
дыхание между музыкальными фразами;
♦ продолжает учить
отчетливо произносить слова;
♦ учит одновременно начинать и заканчивать песню, выразительно
передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального
сопровождения и самостоятельно с сопровождением;
♦ учит петь хором и
индивидуально;
♦ побуждает вспоминать и петь ранее выученные песни; отличать
на слух интонационно точное и фальшивое пение, сохранять во время пения
правильную позу - сидеть прямо со свободным положением головы и корпуса.
В этом возрасте детей знакомят с некоторыми специальными терминами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, заключение и т. д.
В
старшей группе начинается предварительная работа по подготовке к школе. Это
выражается в развитии слухового самоконтроля, сенсорных способностей,
позволяющих детям определять и воспроизводить звуки различной высоты и
длительности (отмечая их негромкими хлопками). Помимо этого, у детей
формируется навык самостоятельного пения несложных песен без сопровождения, а
более трудных с частичной помощью педагога; навык коллективного пения в
сопровождении фортепиано без помощи взрослых. Дети должны не просто разучивать
песни, а запоминать их, хорошо знать и уметь исполнять выученные ранее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий